Нэцкэ
Япония
Первая половина XX века

Мальчик-монах

Нэцкэ
Япония
Первая половина XX века

Сахалинский областной краеведческий музей

Национальная одежда японцев — кимоно — не предполагает наличия карманов. Поэтому мелкие вещи, необходимые вне дома, чаще всего носили в руках, завернув в кусок ткани, за пазухой или прикрепляли к поясу на шнурке. Висящие у пояса предметы получили общее название сагэмоно (дословно: «то, что висит»). Это определение относится к веерам, инро, наборам письменных принадлежностей (ятатэ) и другим мелким вещам.

Шнурок, которым сагэмоно крепилось к поясу, не завязывали узлом. Слишком много труда требовалось, чтобы каждый раз развязывать затянувшийся, а то и намокший под дождем веревочный узел. Был найден более простой способ: на конце шнурка крепилась большая плоская пуговица, которую просовывали под плотно затянутый на талии пояс оби. Эту пуговицу и стали называть нэцкэ — «крепление корня».

Искусство изготовления нэцкэ пришло в Японию из Китая. Еще в XVI веке в провинции Фуцзянь ремесленники делали свои варианты поясных брелков, вырезая их из слоновой кости. Зачастую это были изображения буддийских и даосских богов, ношение фигурок которых, по поверью, защищало от болезней и разорения. Нередко резчик вкладывал в изображение изрядную долю юмора, и божки приобретали черты забавных людей.

Распространение нэцкэ в Японии во много обусловлено новым веянием моды ‒ во-первых, воспринятая из Китая практика пользования личными печатями, которыми скреплялся любой письменный документ, во-вторых, заимствованная от западноевропейских купцов привычка к курению табака. И печать, и кисет с трубкой стали неотъемлемой деталью костюма, крепить которую к поясу приходилось с помощью нэцкэ. Материал, из которого делали нэцкэ был преимущественно китайским ‒ слоновая кость.

Размеры нэцкэ варьировались от 2,5 до 15 см. Образцом для них нередко служили куклы, изготовлявшиеся в Наре и других провинциальных центрах. Со временем тематика изображений стала более разнообразной. Популярность приобрели нэцкэ в виде театральных масок, человеческих фигурок, изображений святых, мистических животных, растений. Шнурок крепился к ним через специальную дырку, прорезанную в тыльной, обычно плоской, части изображения, или через отверстия в самом изображении. Иным нэцкэ заказчики пытались придать дополнительную полезную функцию. Так, в качестве брелка служили личные печати, огниво, маленькие ножи, пепельницы, диски солнечных часов. Но чаще сюжет нэцкэ был связан с оформлением инро, с сезоном года, с рисунком кимоно. Тематически нэцкэ усложняются, они становятся многоплановыми, являя собой настоящее произведение искусства в миниатюре.

Помимо слоновой кости нэцкэ стали делать из дерева, ореха, оленьего рога, кораллов. Изображения инкрустировались перламутром, стеклом, металлом, покрывались лаком.

С начала XIX века резьба нэцкэ получила признание как самостоятельный вид искусства. Мастера стали подписывать свои работы.

Отказ от политики самоизоляции в середине XIX века отрицательно повлиял на развитие этого вида национального искусства. Иностранные купцы, хлынувшие в страну через открытые для торговли порты, были очарованы выразительной пластикой нэцкэ. На брелки в Японии образовался ажиотажный спрос. Составлявшие единый комплект с ними коробочки инро отбрасывались за ненадобностью, настоящие произведения искусства, таким образом, разрывались на части, утрачивали целостность, задуманный автором дизайн. Чтобы удовлетворить спрос, японские мастера стали предлагать иностранцам дешевые, упрощенные варианты нэцкэ. Постепенно профессиональные резчики переключились на изготовление окимоно ‒ станковой скульптуры, которая по размерам чуть больше нэцкэ, но предназначена не для украшения кимоно, а для домашнего интерьера.